Мельница Гамлета

эссе, исследующее истоки
человеческого знания
и его передачу
через миф

Приложение 3

Теперь, не считая того обстоятельства, что снежные похороны, приписанные последователям Кей-Хосрова, Еноха и Кецалькоатля едва ли могли быть «стандартной» деталью, судьба сопровождающих Кецалькоатля возможно ⟨поспособствует⟩ нашему дальнейшему пониманию; точнее сказать, топос, где это событие, как предполагается, случилось, мог бы сделать это. «Пять гор» мексиканского мифа, а соответственно, и их «боги» — Тепиктотон[1]1, оказывается, представляли собой пять Уайеб[2] (= майяское слово, у ацтеков: Немонтеми[3]) — эпагомены[4], дни «за пределами года», выигранные Меркурием у Луны во время игры в шашки ради Реи/Нут, чтобы та могла родить пять планет. И в самом деле, в своей главе об одеждах и эмблемах богов, Саагун помещает «Богов-Горы»[5] в конец списка2.

Стоит упомянуть ещё две черты, которые Кецалькоатль делит со своими собратьями из Старого Света: Кецалькоатль и Уемак[6], подобно Кей-Кавусу и Кей-Хосрову, как рассказывают, правили вместе, и Кецалькоатль обвинялся в кровосмесительных отношениях со своей сестрой, как и Гамлет, Куллерво, Яма, и, можно добавить, Король Артур3.


  1. См. E. Seler, Gesammelte Abhandlungen — V. 2, P. 507 по поводу ацтекского рисунка Тепиктотона. 

  2. См. T. S. Barthel, Einige Ordungsprinzipein im Aztekischen Pantheon // Paideuma 10 (1964) — P. 80f., 83. В этом тексте Бартель довольно убедительно доказал существование деканов в мексиканской астрономии. 

  3. См. W. Krickeberg, Mexicanisch-peruanische Parallelen // Festschrift P. W. Schmidt — P. 388. 


  1. Tepictoton

  2. Uayeb

  3. Nemontemi

  4. Эпагомен или Эпагоменальный день — день года, не вошедший ни в один из календарных месяцев.

  5. Mountain-Gods

  6. Uemac