Мельница Гамлета

эссе, исследующее истоки
человеческого знания
и его передачу
через миф

Приложение 15

Если говорить о смещении Полярной звезды, то наиболее радикальная версия принадлежит саамам:

Когда Арктур (альфа Волопаса, предположительно бывший лучником, Малая медведица — его лук) в последний день собьёт стрелой Северный Гвоздь, небо рухнет, сокрушая землю и всё сжигая1.

Другие легенды предпочитают рассказывать о судьбе околополярных звёзд, с тем же, в сущности, результатом.

Сибирские киргизы называют три звезды Малой медведицы, ближайшие к Полярной звезде и образующие дугу, «верёвкой», которой связаны две лошади — две большие звезды того же созвездия. Одна из лошадей белая, другая голубовато-серая. Семь звёзд Большой медведицы они называют семью сторожами, которые стерегут лошадей от сидящего в засаде волка. Когда однажды волку удастся зарезать лошадей, наступит конец мира.

В другой истории звёзды Большой медведицы — это «семеро волков», которые настигают этих лошадей. Прямо перед концом мира волки их поймают. Некоторые даже воображают, что Большая медведица тоже связана с Полярной звездой. Когда однажды все оковы разобьются, на небе случится великий разлад2.

Согласно южному русскому фольклору, собака привязана к Малой медведице, и через путы постоянно пытается укусить ⟨её⟩, когда ей это удастся, миру придет конец.

Другие говорят, что Малая медведица состоит из лошадиной упряжки с упряжью; каждую ночь чёрный пёс гложет упряжь, чтобы разрушить мир, но не достигает своей цели; на заре, когда он бежит к источнику напиться, упряжь сама собой восстанавливается3.

Очень странная и, вероятно, как камни старая история рассказана скиди-пауни о начале и конце всего мира4.

Разные знамения будут предшествовать: Луна станет красной и Солнце умрёт в небе. Северная Звезда — это сила, которая руководит концом всех вещей, ⟨так же,⟩ как Яркая Вечерняя Звезда была правителем, когда жизнь началась. Утренняя звезда, посланница небес, открывающая тайны судьбы народа, рассказала, что в начале, на первом великом совете, который распределил стоянки между звёздным народом, двое из людей заболели. Один из них был стар, другой молод. Их положили на носилки, которые понесли звёзды (Малая и Большая медведицы)5, и носилки обоих были связаны Северной Звездой. Теперь Южная Звезда, Звезда-Дух или Звезда Смерти поднимается всё выше в небе, и становится всё ближе к Северной Звезде, а когда время конца совсем приблизится, Звезда Смерти подойдет так близко к Северной Звезде, что захватит звёзды, которые несут носилки, и станет причиной смерти тех больных людей, что лежат на своих звёздных ложах.

Северная Звезда тогда удалится и исчезнет, а Южная Звезда захватит землю и людей. Команда об окончании всех вещей будет дана Северной Звездой, а Южная Звезда станет выполнять приказы. Наш народ был сделан звёздами. Когда время для всех вещей придет к концу, наш народ превратится в маленькие звёзды и полетит к Южной Звезде, которой он принадлежит.

Вернёмся к областям более известным. Прокл сообщает нам, что «лисья звезда» непрерывно грызет ремень ярма, который удерживает вместе небо и землю; немецкий фольклор добавляет, что когда лиса добьётся своего, мир придет к концу6. Эта «лисья звезда» есть ни что иное, как Алькор7, маленькая звездочка возле дзеты Большой медведицы (в Индии Арундати, общая жена Семи Риши, альфа-эта Медведицы; см. стр 301 касательно Арундати и эламитской Нарунди, сестры Сибитти, «Семерых»), известная в таком качестве с вавилонских времен8.

Та же самая звезда встречается нам снова в схолии к Арату9, где нам говорят, что Электра, мать Дардана, которая покинула свое место среди Плеяд, отчаялась, потому что пал Илион, и уединилась «над второй звездой дышла ⟨повозки⟩ ⟨...⟩ другие зовут эту звезду “лисицей”».

Это малая часть фактов, которые способны показать читателю две вещи:

(1) что падение Трои означает конец истинной мировой эпохи. (Сейчас мы допускаем, что это конец эпохи Плеяд; среди прочих соображений то, что Дардан пришёл в Трою после третьего потопа, согласно Нонну);

(2) что Большая медведица и Плеяды, изображённые на щите Ахилла, разрушителя Трои, имеют определённое значение, и не должны рассматриваться как свидетельство невероятного невежества Гомера, который не знал ничего, кроме этих созвездий, как хотят убедить нас специалисты.

В действительности имеется слишком много традиций, связывающих Медведицу и Плеяды с тем или иным видом катастроф, чтобы недооценивать это. Среди множества приведем только один пример из поздних еврейских легенд, несколько строк из самого причудливого описания Ноева потопа, которые цитировал Фрэзер10:

Итак, потоп потому случился, что мужские воды неба встретились с женскими водами, выступившими из земли. Дыры в небе, через которые вырвались верхние воды, были сделаны Богом, когда Он удалил звёзды из созвездия Плеяд; а чтобы остановить этот ливень, Бог после заткнул две дыры парой звёзд, позаимствованных у созвездия Медведицы. Вот почему Медведица и по сей день преследует Плеяд; она хочет, чтобы её дети вернулись, но не вернёт их до следующего Последнего Дня.


  1. U. Holmberg, Finno-Ugric and Siberian Mythology (1964)— Р. 221. См. рис. сделанные J. Turi в Das Buch des Lappen Turi (1912), plate XIV: Arcturus = Favtna, Полярная или «Северный гвоздь» = Boaje-naste, или Bohinavlle. 

  2. Holmberg — Р. 425; cf. Holmberg's Die religiösen Vorstellungen der altaischen Völker (1938) — Р. 40. 

  3. A. Olrik, Ragnarök (1919) — Р. 309f. Автор расценивает его как ein neues Motiv, daß der Hund am Himmel angebracht ist und mit den Sternbildern zu tun hat. Sonst haben wir die Hunde in einem Berg am Ende der Welt...[1] 

  4. H. B. Alexander, North American Mythology (1916) — Р. 116f. 

  5. Сиу принимают Большою медведицу за гроб, сопровождаемый скорбящими. Эта картина не слишком «очевидна», поэтому значимо то, что Медведица у арабов — это Benât na’sch, т.е., «смертный одр и его дочери»; «одр» сформирован грузовой частью повозки[2], а El-na'sh, ручка Ковша — это «дочери». См. Ideler, Sternnamen. — Р. 19f. Кунич (Kunitzsch, Arabische Sternnamen in Europa — Р. 149, footnote 71) добавляет, что, согласно Атанасиусу Кирхеру, в христианство обратились арабы, увидевшие в созвездии гроб Лазаря, сопровождаемый скорбящими Марьям, Мартой и их служанкой (al-ама). См. тж. Henninger, ZfE 79 — Р. 81. Под влиянием ислама народность минангкабау из южной Суматры зовёт ⟨это⟩созвездие bintang al'nash, «звездой катафалка». (См. H. Werner, Die Verstirnung des Osiris-Mythos // IAfE 16 [1954] — P. 154.) 

  6. (Proklos ad Hesiod, opp. 382) Boll and Gundel, in Roscher s.v. Sternbilder, col. 876. 

  7. Касательно названия Алькор и связанной с ним традиции см. Kunitzsch — Р. 125f. 

  8. См. F. X. Kugler, S.J., Ergänzungsheft zum I. u. II Buch (1935) — Р. 55f.; P. F. Gössmann, Planetarium Babylonicum: «Звезда в дышле повозки или "лисья звезда": Эра, сильный среди богов. В астрологическом смысле она представляет, прежде всего, планету Марс или Нергала». См. тж. E. F. Weidner, Handbuch Babyl. Astr. (1915) — Р. 141; E. Burrows, S.J., The Constellation of the Wagon and Recent Archaeology // Festschrift Deimel (1935) — Р. 34, 36. Упомянутый Нергал, то есть Марс, которому «принадлежит» Алькор в сериях mulAPIN, начинает первый потоп, как сказал Утнапиштим (см. главу о Гильгамеше), под именем Эра, согласно «Эпосу Эра», он достигает успеха в начатом. 

  9. 257; E. Maass, Commentariorum in Aratum Reliquae (1898) — Р. 391, 11. 3ff 

  10. Folk-Lore in the Old Testament (1918) — V. I, P. 143f. 


  1. новый мотив, при условии, что собака помещена на небо и имеет дело с созвездиями. В противном случае у нас имеется собака на горе на краю земли.

  2. Повозка Карла — западное представление Большой Медведицы