Мельница Гамлета

эссе, исследующее истоки
человеческого знания
и его передачу
через миф

Приложение 20

Такие истории не являются шутками, хотя и производят подобное впечатление, когда встречаются нам в евразийском фольклоре. «Воздух» — это строго астрономический, следовательно, и «религиозный» термин. Однако мы читаем у Рабби Элиэзера бен Педата (ок. 270 г. н.э.): Als der Pharao aus Ägypten auszog, die Israeliten zu verfolgen, erhoben sie ihre Augen gen Himmel und sahen den Engelsfürsten Ägyptens in der Luft fliegen[1].

«Это означало падение Египта», добавляет Альфред Бертолет, который упоминает данный случай в своей статье об «ангеле-хранителе Персии» (Festschrift Pavry — P. 38), начиная с Ис. 24:21 и его раввинистической интерпретации. Он также указывает на высказывание Рабби Ханина (ок. 225 г. н.э.): Nicht bestraft Gott eine Nation eher, als bis er zuvor ihren Engelsfürsten im Himmel bestraft hat[2], которое он сравнивает с Ис. 24:21: On that day the Lord will punish the host of heaven, in heaven, and the kings of the earth, on the earth[3].

Эти «ангелы-хранители» будут идентифицированы рано или поздно, поскольку это ещё не было проделано в старой литературе, которую наши современники презирают как «устаревшую»; один из них, «ангел-повелитель» Исава/Эдома, с которым, согласно Зохару, боролся Иаков (Быт. 32:24-33) — планета Марс1. Как на самом деле работает вся система, например, те же наказания сначала на «небесах», потом «на земле» — будет понятно не раньше, чем «Тимей» Платона будет принят всерьёз настолько же, насколько был принят сам пифагореец Тимей, которого Платон представил как astronomikōtaton hēmōn, то есть, «самого склонного среди нас к астрономии» и до тех пор, пока «Тимей» не будет принят в качестве фундамента, на котором нужно строить последующие исследования. (См. Гл.22, для поверхностного касания этой космической системы.)


  1. См. J. Eisenmenger, Entdecktes Judenthum I (1711), pp. 844-46; cf. The Zohar, 144a, 146a (trans. by H. Sperling and M. Simon, [1956] — V. 2, P. 63, 70f.): «Поскольку Иаков победил змея благоразумием и искусством, но особенно с помощью козла; хотя змей и Самаэль — одно и то же, все же он одолел Самаэля другим методом, описанным в пассаже, говорящем: «и боролся муж с ним до появления зари (Быт. 32:25-26)». И «Ещё одно благословение получил он (Иаков) от того ангела, вождя Эсава». Альфред Йеремиас (АТАО — Р. 324) утверждает, что борьба происходила в «Нибиру», которое он отождествляет с солнцестоянием, но см. Прил.39. По поводу ангелов как звёзд см. тж. M. Knapp, Antiskia (1927) — P. 33-36. 


  1. Когда фараон из Египта вознамерился преследовать израильтян, они подняли очи к небесам и увидели, как князь ангелов Египта летает по воздуху.

  2. Бог накажет нацию не раньше, чем её ангела в небесах

  3. В силу разночтений с православной Библией, приведём подстрочник этого стиха и вариант Московской патриархии: «В тот день Господь накажет сонм небесный на небесах и царей земных на земле». И, соответственно, «И будет в тот день: посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле».