Мельница Гамлета

эссе, исследующее истоки
человеческого знания
и его передачу
через миф

Приложение 24

Эдуард Штукен (Astralmythen. — Р. 190ff.), а позже и Ф. В. Олбрайт (JAOS 40. — Р. 329f.) обратили внимание на тот же самый метод, использованный царём Ломападой, приказавшим куртизанке заманить Ришьясрингу, сына Вибхандака (сына Кашьяпы) с оленихой вместе в город, чтобы те принесли дождь в страну — на это был способен только Ришьясринга. (Ср. H. Lüders, Die Sage von Rsyasrnga // Philologica Indica [1940] — Р. 1-42; тж. Lüders, Zur Sage von Rishyashringa // Philologica Indica — Р. 43-73.)

Основное различие между «Эпосом о Гильгамеше» и историей, рассказанной в «Махабхарате», III.110-113 (Roy trans. — V. 2, Р. 242-48), состоит в том, что отец Вибхадака — один из тех, «чье тело было покрыто волосами до кончиков ногтей ⟨...⟩ и чья жизнь была чиста и проходила в религиозной медитации»; его обольщённый сын не столь волосат, вероятно, но «рог рос на голове этого великодушного святого».

«Святыми» были они оба — индийцы тех «высоких и далеких времён» имели привычку наращивать тапас — «аскетический жар», инструмент высочайшей космической эффективности, если можно так выразиться.