Мельница Гамлета

эссе, исследующее истоки
человеческого знания
и его передачу
через миф

Приложение 28

В «Эпосе о Гильгамеше» Энкиду появляется на «сцене» позже, чем Гильгамеш. Это обстоятельство не даёт нам право принимать его за прототип «младшего брата» (см., например, W. Albright, Gilgamesh and Engidu // JAOS 40 [1920]. — P. 312, 318). В действительности, волосатый товарищ Близнецов, «Пёс», является прототипом старшего брата, обманутого самыми разными способами из-за своего первородства. Эсав, волосатый, родился первым; так же, как и Хоно-сэсори но Микото[1] (Nihongi, trans. by W. G. Aston [repr. 1960]. — P. 92-108; K. Florenz, Die historischen Quellen der Shinto-Religion [1919]. — P. 204-21), который, после того как пропустил ⟨вперёд⟩ своего японского «Иакова», вместе со своими потомками должен служить «собакой», в качестве клоуна, комедианта, хранителя императорского дворца до восьмого колена; на Новый год и во время коронационной церемонии эти Хаяхито должны трижды пролаять.

Особенно нагляден этот случай в Египте, где, как мы узнали от Х. Киса (H. Kees, Der Göttergtaube im Alten Ägypten [1956]. — P. 193, n. 3): «wtw означает “шакал” или “старший”», и так получилось, что Кис сделал эту ремарку, поясняя классический случай обмана, когда Геб/Кронос объявил Гора старшим, полностью оттеснив Сета/Тифона, как сообщается в Надписи Шабака. В действительности Геб провозгласил Гора Упуаутом[2], то есть «Открывающим Путь» — Упуаут является Шакалом или Волком из Верхнего Египта. Однако комплекс «Пёс-Близнец» имеет такой объём, что не может быть рассмотрен здесь.


  1. Hono-susori no Mikoto

  2. Upuaut