Мельница Гамлета

эссе, исследующее истоки
человеческого знания
и его передачу
через миф

Приложение 37

Боковой свет падает на связанные с оленем представления через ⟨одно из⟩ высказываний Гораполлона о египетских письменах: «Длительный промежуток времени: Каждый год растут оленьи рога. Изображение их означает длительный промежуток времени»1. Херемон (иероглиф 15, согласно Цецу), сделал его короче: eniautos: elaphos. Луи Кеимэ, подчеркивая отсутствие оленей в Египте, указал на сернобыка (Capra Nubiana) как на подходящую «замену»2, чья голова действительно использовалась для написания слова rnp = «год», например, в известном титуле Птаха: «Господин Года»3. Редкий, кажется, это был способ написания данного слова — Wörterbuch der Ägyptischen Sprache (eds. Erman and Grapow — V. 2, P. 429-33), даже не упоминает такой вариант — и это повод задуматься (как каждый предмет, с которым имел дело Кеимэ), тем более что Херемон4 продолжает свой список, предлагая в качестве номера 16: eniautos: phoinix, т.е. ещё один промежуток времени, ставший предметом многих дискуссий: «период Феникса» (около 500 лет). Очень много египетских слов означает «год», так же, как и в других древних языках.

Таким образом, мы предлагаем понимать eniautos как особый цикл соответствующего персонажа: простое слово eniautos («сам по себе», en heauto; «Кратил» Платона 410D) мало что говорит. Представляется неоправданным переводить его словом «год», как это постоянно делается в наши дни, по той простой причине, что нет такой вещи как «год»; начнём с того, есть год тропический и год сидерический, и ни один из них не совпадает по длительности с годом сотическим. Фактически, методы языка майя, китайского языка и индийского счёта времени должны научить нас больше заботиться о словах, которые мы употребляем. Индийцы, например, принимали во внимание пять различных разновидностей «года», среди которых был и состоящий из 378 дней, для которого у А. Вебера не было объяснения5. Однако такое число дней представляет собой синодический период обращения Сатурна. Ничего не выйдет из насилия, с которым древняя египетская астрономическая система втискивается в предполагаемую примитивную конструкцию.

Eniautos Феникса составил бы упомянутые 500 (или 540) лет; но мы ещё не знаем собственную периодичность оленя: его «год» должен состоять из 378 дней либо из 30 лет, но есть намного больше периодов, годных для рассмотрения, нежели мы можем вообразить — «Тимей» показал сколь их много. Сейчас важнее всего получить полную информацию о множественности ⟨вариантов⟩ «лет», и внимательно отслеживать новые данные об особом «годе оленя» (или сернобыка), а также других eniautoi, особенно тех из них, которые упоминаются в греческих мифах, которые, предположительно, знакомы нам достаточно хорошо, чтобы упомянуть только восьмилетний контракт Аполлона после убийства Пифона (Plutarch, De defectu oraculorum, ch. 2 1,42 IC), или то, что «один вечный год (aidion eniauton)», говорят, равнялся «восьми годам (okta ete), что Кадм служил Аресу» (Apollod. III.4. I; Cм. тж. II.5.11 с длинным примечанием Фрэзера).


  1. The Hieroglyphs of Horapollo, trans. by G. Boas (1950) — P. 89 = Horap. 2.21.: Pōs polychromon. Elaphos kat’eniauton blastanei ta kerata, zōgraphoumenē de, polychronion sēmaiei. 

  2. L. Keimer, Interpretation de plusieurs passages d’Horapollon // Suppl. 5 aux Annales du Service des Antiquites de l’Égypte (1947), 1-6, «Les Égyptiens avaient remarqué la resemblance existant entre les cornes d’un Bouquetin, caracterisées par de nombreux noeuds, et le signe⟨…⟩ qui est originairement une branche de dattier»[1]. (Причём эта ветвь является основной частью для иероглифа «года» rnp). 

  3. M. Sandman Holmberg, The God Ptah (1946). — P. 22, 64f., 77, 178-80. 

  4. F. J. Lauth, Horapollon // SBAW (1876). — Р. 68. Остаётся трагедией то, что только девятнадцать пояснений Херемона были сохранены Цецем, который заявил только, что Херемон дал kai hetera myria. 

  5. A. Weber, Die Vedischen Nachrichten von den Naxatra // APAW 2 (1862). — P. 281-88. esp. P. 286-87. 


  1. египтяне отмечали сходство между рогами Козерога, характеризуемыми множеством узлов, и знаком ⟨…⟩ который первоначально является ветвью финиковой пальмы