Мельница Гамлета

эссе, исследующее истоки
человеческого знания
и его передачу
через миф

Приложение 38

См. RV 10,46.2, ed. K. Geldner (1951); ср. V. Rydberg, Teutonic Mythologie (1907). — Р. 587. Гелднер, расплывчатый по обыкновению, толкует это как der Gewässer Behausung[1]. Однако Агни — это титул, и «Ригведа» вновь и вновь подчеркивает, что три Агни уже ушли, «поглощённые» «жертвенным служением».

Агни, к тому же, не только происходит из слияния рек подобно Гибилу, но также рождается на «самом высоком небе» (RV 6.8.2): Im höchsten Himmel geboren, wachte Agni über die (Opfer-) Regeln als ihr Hüter. Der Klugsinnige maß den Luftraum aus[2]. Фактически, у него три места рождения, как правило, они в «трёх мирах». (Мы уже упоминали, что у одного из Агни было «семь матерей» как у Хеймдаля.)

Но где бы ни был «обнаружен» один из Агни, он — крайне загруженный работой измеритель. Вот что говорит «Ригведа» 6.7.6: Durch das Auge des Vaisvānara, durch das Wahrzeichen der Unsterblichkeit sind die Höhen des Himmels ausgemessen. Auf seinem Haupte (stehen) alle Welten, wie die Zweige sind seine sieben Arme (?) gewachsen[3]. «Ригведа» 6.7.1-2 называет того же самого Агни Вайшванарой, «головой неба, возницей1 земли, рождённым в правильное время ⟨...⟩ пупом жертвы». Станса 5 того же самого гимна говорит: Vaisvanara! Diese deine hohen Anforderungen hat noch keiner angetastet, o Agni, der du im Schosse der beiden Eltern geboren, das Wahrzeichen in der Reihenfolge der Tage fandest[4]. Это о другом Агни, «только родившемся», «лучшем первооткрывателе», о котором «Ригведа» 8.103.11 говорит: Der bei (Sonnen-) aufgang die angebundenen Schätze erkundet[5]. Никто из тех, кто знаком с «имплексом», не станет думать о ежедневном восходе Солнца, если вообще речь идёт о Солнце: это догадка Гелднера, мы за гелиакический восход «дежурного Агни» в день весеннего равноденствия или за восход Сируса. Интересно, когда же настанет тот прекрасный день, когда филологи начнут понимать сугубо космологическое значение «жертвенного» и «жертв», привязанных к «священному столбу» или горе.

Ошеломляющее число свидетельств, имеющих отношение к Агни и Соме («повелителе земных полюсов») в качестве колюров должно быть рассмотрено в месте более подходящем, ⟨чем это⟩ — при исследовании так называемых «Гимнов Шунашепа» из первой Мандалы «Ригведы». Шунашепа буквально означает то же самое, что и Киносура: «собачий хвост» или Малая медведица. В текущем контексте мы хотим указать на ещё одно имя Агни (сам он является только титулом), а именно: Апам Напат[6], обозначение, которое относится также и к иранскому Тиштрийе, Сириусу. Обычно это имя переводят как «дитя вод», но мы не можем согласиться с интерпретацией напата (от которого и имя Нептун) как «ребёнка». Помимо того, что Буассак[7] (в Dictionnaire étymologique de la langue grecque) допускает родство «племянников» (nephews) и «племянниц» (nieces) с этим корнем, есть ещё племянники в мифологии, начиная с нашего героя Амлета; а также есть Гор, племянник Сета, Куллерво, племянник Унтамо, Рейнеке-лис, племянник Изенгрима, и так далее. Что идёт в счёт, так это «разорванное» отношение — тема, которая заслуживает отдельную обширную главу. Но, так как понимание графического знака, который лучше всего выражает это «отношение» (ל) обнаруживается в традиции народа манде из Западного Судана (где этот знак означает обрезание и звезду обрезания — Сириус), то мы откладываем исследование всего этого комплекса.


  1. Перевод Гелднером санскритского aratí как Lenker (Wagenlenker)[8] было оспорено П. Тимом (Untersuchungen zur Wortkunde und Auslegung des Rigveda [1949]. — Р. 26-35). Aratí (ж.р.). от ará, «спица» — это «совокупность спиц» согласно Тиму, который переводит RV 6.7.1: (den Agni), das Haupt des Himmels, den Speichenkranz der Erde[9], указывая также на 1.59.2: Agni ist das Haupt des Himmels, der Nabel der Erde. So ward er der Speichenkranz der beiden Welten[10]


  1. жилище вод

  2. Рождённый на самом высоком небе, Агни наблюдал за правилами (жертвоприношения) как их хранитель. Умно-продуманный измерял воздушное пространство

  3. Высоты неба измерены глазом Вайшванара, знаком бессмертия. На его голове (стоят) все миры; как ветви выросли семь его рук(?)

  4. Вайшванара! Ещё никто не нарушал твои высокие требования, о, Агни, ты родился в лоне обоих родителей, обрёл знак в череде дней

  5. На восходе (Солнца) разведывает привязанные сокровища

  6. Apam Napat

  7. Boissacq

  8. водитель (возница)

  9. (Агни), голова неба, обод земли

  10. Агни — это голова неба, пуп земли. Таким образом, он был ободом обоих миров